Дефицит сырья подогрел цены на антифриз
Переработчики жалуются на нехватку моноэтиленгликоля.
Дефицит в Европе одного из видов газохимического сырья - моноэтиленгликоля - и его резкое подорожание спровоцировали ажиотажный спрос на него в РФ. Сильнее всего ситуация отразилась на высококонкурентном секторе охлаждающих жидкостей - антифризов. Эксперты объясняют рост цен в том числе тем, что для производства гликолей требуется этилен, как и для выпуска полимеров, цены на которые также бьют исторические максимумы.
В России к февралю 2022 сложился дефицит на рынке моноэтиленгликоля (МЭГ) - сырья для производства охлаждающих жидкостей и ПЭТФ, из которого делается пластиковая тара. По словам опрошенных “Ъ” участников рынка, объем которого оценивается в 400 тыс. тонн в год, ажиотаж таков, что покупатели подали на ближайший месяц объем заявок, который обычно потребляется за полгода.
Не стоит так же забывать, что отчасти в нехватке антифриза виноваты и сами заводы - изготовители автомобилей. Так, данный фактор связан с массовым отказом с декабря 2021 года от антифриза стандарта G11 и переходом на стандарт G12+, тем самым Синий, Желтый, Зеленый, Красный антифризы по допускам всех мировых производителей должны иметь стандарт не ниже G12+. Данный отказ связан с удешевлением производства и отказом от меди в пользу алюминиевых и пластиковых деталей в системе охлаждения, а так же увеличения мощности двигателя за счёт турбин. |
Средняя стоимость МЭГ на спотовом рынке Европы, на базе которой рассчитывается цена для российских потребителей, на базисе FCA на 24 января 2022 года достигла €945 за тонну, увеличившись почти на 10% за последний месяц. Последний раз такого уровня котировки достигали в начале сентября 2021, но затем они скорректировались и оставались стабильными всю осень 2021 на уровне €870–875. Контрактная цена в Европе с начала января составляет €1 110 за тонну. Моноэтиленгликоль с поставкой в Россию на данный момент торгуется на уровне 152,5 тыс. руб. за тонну. На рынке отмечают, что такие цены более чем в два раза выше среднего «доковидного» уровня для данного сезона.
Подорожание МЭГ негативно отразилось на рынке антифризов, где производители также вынуждены повышать цены, чтобы сохранить маржинальность. |
Этот рынок гораздо более конкурентный, чем производство ПЭТ, и сильнее пострадал от роста стоимости МЭГ. Как сообщили “Ъ” в одном из производителей, «Нафтахиме», сейчас компания закупает этиленгликоль по 135 тыс. руб. за тонну. Рост цен там связывают с тем, что по итогам объединения СИБУРа и ТАИФ на рынке МЭГ создается монополия (в России продукт производят только предприятия СИБУРа и входящие в ТАИФ «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез»), что позволяет поднимать цены. При этом, уверяет в производитель, поставщики этиленгликоля предпочитают сейчас экспортировать товар, поскольку цены за рубежом выше. Также в «Нафтахиме» сообщили, что цена на антифриз увеличилась на 35% с начала года и вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 года из-за двукратного (до 186 тыс. руб. за тонну) подорожания полиэтилена, из которого делается упаковка. При этом, уверяют в компании, рост цен на охлаждающую жидкость привел к сокращению спроса на нее на треть с начала года. В производителе считают, что решить ситуацию могло бы вмешательство Федеральной антимонопольной службы (ФАС) или ограничение экспорта МЭГ.
В регуляторе “Ъ” напомнили, что слияние СИБУРа и ТАИФ было согласовано с рядом обязательных условий. «ФАС внимательно следит за выполнением СИБУРом условий предписания, а также за ситуацией с ценами в отрасли химической промышленности в целом», - отметили там, уточнив, что на текущий момент нарушений на российском рынке МЭГ не выявлено. В Минэнерго и Минпромторге ситуацию не стали комментировать.
В СИБУРе “Ъ” сообщили, что компания преимущественно поставляет МЭГ по долгосрочным контрактам с формульным ценообразованием на базе международных котировок, что «позволяет сторонам выработать максимально прозрачный механизм определения цены».
Подорожание МЭГ в СИБУРе связывают с дефицитом этого сырья на европейском рынке из-за ограничения поставок после введения ЕС антидемпинговой пошлины против Саудовской Аравии и США, логистических ограничений на поставки из Азии. |
В компании заявили, что для стабилизации ситуации с ценами на внутреннем рынке переориентировали на него экспортные поставки.
Глава Rupec Александр Собко отмечает, что цены на МЭГ могут расти из-за опасений перебоев в поставках на фоне остановки производств в США во время урагана «Ида». Хотя сейчас работа заводов постепенно начинает восстанавливаться, простой снизил размер запасов продукции и на без того дефицитном рынке, говорит он. К примеру, экспортные цены на ПВХ в США в январе уже обновили абсолютные максимумы. Тем более, поясняет эксперт, этилен - сырье как для МЭГ, так и для полиэтилена и некоторых других полимеров. В связи с этим производители выбирают, какой продукт им выгоднее выпускать, а цены на полимеры в этом году достигли уже исторических рекордов.
Участники рынка, опрошенные “Ъ”, не ожидают быстрого улучшения ситуации и опасаются ухудшения сценария марта 2021 года, когда спотовые цены на МЭГ достигали €1 тыс. за тонну. Тогда, когда как сейчас спотовые цены на МЭГ могут превысить €1,5 тыс. за тонну.
Ольга Мордюшенко - kommersant.ru

Автомаркет Форсаж является сертифицированной точкой продаж смазочных материалов ADDINOL и автокомпонентов с немецким подходом Carberry GmB.
Помощь в подборе и бесплатная консультация +7 (996) 776-71-92
Приобретая автомобильные запасные части и автотовары для Вашего автомобиля в АвтоМагазине Форсаж, Вы защищены от подделок.
--